Довольно часто перед собственниками бизнеса встаёт вопрос о необходимости привлечения сотрудника или руководителя службы безопасности.
Это происходит, преимущественно, в следующих случаях:
- Бизнес вышел на уровень, требующий постоянного серьёзного контроля по линии безопасности.
- Обозначились внешние или внутренние угрозы бизнес-процессам или их участникам.
- Проявились последствия действий или бездействия отдельных лиц или их групп, выражающиеся в прямых или косвенных потерях.
- Произошли события, потребовавшие внедрения в бизнес-процессы элементов обеспечения безопасности
К сожалению, в подавляющем большинстве случаев собственники бизнеса в России всё ещё ведут свои дела с точки зрения обеспечения их безопасности, в полном соответствии с принципом «гром не грянет – мужик не перекрестится».
Это проявляется, прежде всего, в том, что бизнес-структура начинает вспоминать о необходимости, в том числе, и превентивных мер безопасности лишь после того, как произойдут те или иные события, значительно снизившие её (безопасности) уровень, приведшие уже к значительным потерям, а, чаще всего, обозначающие лишь начало серии потерь.
Именно на этом этапе в орбиту вопросов безопасности и оказывается непосредственно включёнными большинство предпринимателей. Включёнными не по своей воле и неожиданно для себя.
Эмоции, связанные с нежелательностью и неожиданностью возникающих проблем, с их кажущейся непредсказуемостью и определяют с этого момента общий негативный фон, на котором развиваются события и принимаются решения. Помимо объективных факторов, характеризующих такую ситуацию. Какова эффективность принимаемых в таком эмоциональном состоянии решений, насколько свободны в такой момент руководителя для успешного управления бизнесом?
А ведь такие ситуации можно и необходимо профилактировать, проблемами безопасности можно и должно управлять, как любыми другими бизнес-процессами. И эмоциональная составляющая — лишь небольшая часть комплексной проблемы управления, возникающей в чрезвычайной ситуации.
В области обеспечения безопасности существует чрезвычайно большое число переменных составляющих, субъективных факторов, непредсказуемых исходов, и говорить о возможности полного исключения проблем просто неэтично, но задача состоит в минимизации рисков для бизнеса, в эффективном выявлении и предотвращении тех событий, действий и условий, которые, в подавляющем большинстве случаев, как показывает подробный анализ происшествий, можно было предвидеть, предусмотреть, предотвратить. Просто некому оказалось это сделать.
Просто те, кто привык в бизнесе отвечать за всё, не разглядели признаков приближающейся проблемы, им не хватило времени и желания обратить в эту сторону побольше внимания, они не оценили величины рисков. А после того, как события вышли из-под контроля, когда ситуация стала развиваться в соответствии с совершенно неведомыми (и это правильно!) предпринимателю законами, комплекс объективных и субъективных факторов, влияющий на адекватность восприятия ситуации, лишит любого, самого выдающегося управленца, способности профессионально, грамотно и эффективно, а, главное, мотивированно, заниматься решением возникшей проблемы.
Именно поэтому крайне важно заблаговременно оградить себя от тех неприятностей и проблем, которые являются следствием легкомыслия, занятости другими вопросами, излишней самоуверенности, сделать так, чтобы бизнес развивался в тех рамках и по тем правилам, которые являются признаками цивилизованного бизнеса, а не борьбы за выживание любой ценой.